АвторСообщение
Любитель пива




Сообщение N: 2619
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.13 17:09. Заголовок: БИРОФИЛИЯ И БИРЭТИКЕТИКА


БИРОФИЛИЯ И БИРЭТИКЕТИКА

Написание книги о бирэтикетике принуждает то и дело соотносить смысл этого термина с добрым и проверенным временем термином бирофилия. Хотя бирэтикетика уже вполне состоявшийся термин, прочно вошедший, без преувеличений, в обиход в Интернете, он вызывает, тем не менее, определенное раздражение у ряда коллекционеров. Это не удивительно, т.к. новое и непривычное часто воспринимается негативно и в штыки по причинам, главным образом, чисто психологическим. И перечитывая теплый и ироничный поздравительный пост Димы Газина (Porter'а) в мою честь, почувствовал "писательский" зуд и желание написать эссе на заданную тему, тем более нумерологическая аура - пятница, 13.12.13 - мистически к этому располагает.

Вот как мы писали с Лариным во введении к "Бирэтикетике":
«А что же такое бирофилия?» Буквально – «любовь к пиву», но в контексте коллекционерских увлечений этот термин логичнее перевести, как «коллекционирование предметов, связанных с пивоварением»…

Мне лично понятно, что коллекционерам пивных этикеток было не очень уютно в рамках термина бирофилия среди собирателей буквально всего, что хоть как-то связано с пивом. Ведь если кто-то скажет, например, что он увлекается бирофилией, то ему тут же потребуется уточнить на какую именно пивную атрибутику направлены его интересы: стекло, подставки, пробки, банки, этикетки или что-то еще более экзотическое из пивной атрибутики.

Поэтому собиратели этикеток – "этикеточники" - постарались придумать себе термин, чтобы как-то обособиться и даже с неким налетом "высокомерия" выделить свое сообщество из общей массы бирофилов.

Насколько помнится где-то в мае 2011 г. мы написали на форуме:
Если поискать в интернете, то выяснится, что для увлечения собирательством или коллекционированием пивных этикеток придумано, как минимум, два термина: КЕРВАЛАБЕЛОФИЛИЯ или ЛЕЙБОЛОГИЯ.
Первый термин французского происхождения, и конструировался он, по-видимому, из мультиязычного пивного словесного корня CERV(EZA)-, с добавкой к нему английского LABEL- (т.е. этикетка) и, наконец, от общеупотребительного в русском языке суффикса –ФИЛИЯ, которым терминологически обозначаются любители и фанаты того или иного увлечения. В целом термин "кервалабелофилия" довольно неуклюж и плохо вписывается в строй русского языка, неблагозвучен и произносится с трудом. Может быть, он хорошо работает и произносится во франко-язычной среде, но его прямолинейное калькирование на русский язык на наш взгляд явно неудачно.
Второй термин – лейбология, тоже происходя от корня английского слова LABEL (лейбл – этикетка, товарный знак), не совсем точен, т.к. описывает увлечение этикетками вообще, ничего не говоря о пивных этикетках.

И вот тогда-то вместо этих не очень удачных, на наш взгляд, терминов мы предложили нечто более простое и благозвучное, а именно: БИРЭТИКЕТИКА (я не сумел найти на форуме оригинал нашего сообщения, поэтому цитирую всё по своим архивным записям).

Собственно, тут и завершается жалкая по своей краткости история происхождения термина "бирэтикетика". И нет ничего ни в истории появления этого термина, ни в его названии (кстати, ничуть не худшим, чем "кервалабелофилия"), что должно было бы раздражить бирофилов. Однако раздражение несомненно стало возникать чуть позже, когда новорожденный термин стал наполняться содержанием.

Коллекционирование любого вида пивной атрибутики является делом непростым, требующим определенного уровня квалификации собирателя, особенно когда дело касается предметов, возраст которых перевалил в иных случаях уже за столетие. Чем образованнее коллекционер в своей области собирательства, тем качественнее становится его коллекция. Поэтому вызывают огромное уважение специальные знания коллекционеров стекла, этикеток, подставок, всяческих пробок, банок и т.д.

Но если посмотреть на пивную атрибутику объективно, то нетрудно заметить, что количество информации, которая помещается на этикетку (включая такие ее составные части как "контра" и "колье"), на порядки превосходит тот объем информации, который может быть помещен на другие объекты пивной атрибутики. Конкурировать с этикеткой могут разве что металлические банки, но на них, как правило, повторяется вся та же информация, которая уже есть на этикетках, с добавлением небольшой порции специфических сведений о производителях этого вида пивной тары. Поэтому подавляющая доля информация, добытая при изучении этикеток, может с успехом использоваться при изучении пивных банок.

Если к тому же припомнить, что счет этикеток (в отличие от банок), обращающихся в среде коллекционеров, идет на десятки и даже сотни тысяч экземпляров, то информационный поток, обрушивающийся на собирателя этикеток, может внушить просто ужас своим объемом и своей неупорядоченностью. Поэтому попытки как-то систематизировать и упорядочить информацию, которая вместе с этикетками оседает и "каменеет" в коллекционерских альбомах, могут только приветствоваться и поощряться, какими бы неудачными эти попытки не казались на первый взгляд.

Так вот, содержательная часть бирэтикетики состоит из накопления, систематизации, описания и истолкования во всей возможной полноте той информации, которая может встретиться на пивной этикетке. И раздражение, которое иногда вызывает бирэтикетика, по-видимому, связано не с самим термином, как таковым, а с уровнем квалификации и формой подачи материала при наполнении содержанием того, что мы подразумеваем под бирэтикетикой. Но это не беда - ведь когда берешь на себя риск первопроходца и выскакиваешь без спросу в первые ряды, то можно и схлопотать в соответствии с народной мудростью: "кто впереди идет – того по лбу бьют, а лоб не задница – до-о-олго саднится!.."

Возможно также, что раздражение еще связано с тем, что трудно удовлетворить запросы сразу всех этикеточников. Ведь этикетка по своей сути имеет тройственную природу.

С одной стороны, это товарный ярлык с подробным описанием потребительских свойств пива, его производителя, места и времени пива выпуска в продажу, сроках годности и т.п. И с этой стороны этикетка в первую очередь интересует самых ортодоксальных и "правильных" этикеточников, подлинных любителей пива, т.е. настоящих "бирофилов", так сказать, элиту бирофилии, которых в этикетке интересует прежде всего пиво и, возможно, только пиво. Назовем их условно "этикетбирофилами".

Но есть и вторая группа таких же утонченных знатоков этикетки, собирающих ее (этикетку) как уникальный исторический документ, рассказывающий (при умелом подходе к нему) немало интересного не только о пиве, но и о его производителе, о технологии производства, о пивоваренном заводе, его владельцах, о местах расположения основного производства и его филиалов, складов, магазинов и т.п. Назовем эту группу этикеточников условно "историками". Не буду называть имена достойных коллекционеров, принадлежащих к этой группе: вы и так их все хорошо знаете. Назовем эту группу этикеточников, опять-таки условно, "историками".

И есть, наконец, третья группа этикеточников, которых пивная этикетка интересует в основном только как полиграфический продукт, хотя они даже и не отдают себе в этом отчета и никогда не признаются в том ни себе, ни другим даже под пытками. Характерной особенностью этих собирателей является то, что их интересуют только собственно пивные этикетки, т.е. предмет атрибутики, который принято называть терминами корпусная или фронт-этикетка, а всю остальную "наживку" с бутылки, т.е. задник и горловик или контр-этикетку и кольеретку, они безжалостно отправляют "в топку". При первой же возможности они заменяют "боевые" этикетки, т.е. подлинные этикетки, так сказать, документы эпохи, снятые с пивной тары, иногда с повреждениями и пивными потеками, на этикетки так называемого полиграфического качества – чистенькие и нетронутые, никогда не клееные на пивную тару. Назовем этих этикеточников условно "полиграфистами".

Понятное дело, что удовлетворить запросам и представлениям о собирательстве и коллекционировании всех трех групп очень трудно. Отсюда и раздражение, когда наши представления не полностью отвечают запросам и представлениям того или иного коллекционера, убежденного, как правило, в непогрешимости именно собственного "правильного" подхода к собирательству пивных этикеток.

Но один из главных тезисов бирэтикетики состоит в том, чтобы, не осуждая и не критикуя ничьи подходы, дать коллекционеру пивных этикеток максимум возможной информации, которая удовлетворила бы его персональные запросы как можно полнее. Тем более, что по отдельности, как бы в чистом виде, "этикетбирофилы", "историки" и "полиграфисты" не встречаются, но все эти страсти в разной пропорции представлены почти в каждом коллекционере, что повышает шансы не угодить кому-либо лично, не потрафив ему то ли как бирофилу, то ли как историку, то ли как простому полиграфисту.

Вот почему мы строим нашу бирэтикетику как сумму неких обобщающих очерков и целой череды приложений, которые в отличие от, по определению, спорных, положений в очерках, будут содержать конкретный справочный материал, который пригодится любому бирэтикетофилу. В идеале в "Бирэтикетике" нужно собрать столько упорядоченной информации, чтобы любой коллекционер, от начинающего до маститого, смог бы найти ответ на любой вопрос, который у него сможет возникнуть при простом разглядывании или глубоком изучении пивной этикетки.

Какие же приложения, как это видится на сегодняшний день, войдут в "Бирэтикетику"?
СЛОВАРЬ ПИВОВАРЕННЫХ ТЕРМИНОВ – сюда войдут толкования всех специфических и специальных пивоваренных терминов, которые встречаются на пивной этикетке.
СЛОВАРЬ НАЗВАНИЙ ПИВА – сюда войдут необычные и подчас непонятные названия пива с рассказом о том, откуда эти названия возникли
СЛОВАРЬ СОКРАЩЕНИЙ – сюда войдут все сокращения и аббревиатуры, встречающиеся на пивных этикетках, их расшифровки и указания на каких этикетках они встречаются
СЛОВАРЬ ЗНАЧКОВ НА ПИВНЫХ ЭТИКЕТКАХ – сюда войдут все значки, эмблемы (кроме эмблем пивзаводов), медали и т.п. с объяснениями их значения и происхождения с указанием, на каких этикетках их можно встретить
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК МЕТОК ТИПОГРАФИЙ – сюда войдут метки всех типографий, когда-либо выпускавших пивные этикетки, со справочной информацией о типографиях и об этикетках, на которых они встречаются
ИЗБРАННЫЕ ОЧЕРКИ ИСТОРИИ И ХРОНОЛОГИИ – сюда войдут очерки истории отдельных пивзаводов, очерки по хронологической идентификации этикеток с описанием приемов датировки этикеток
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ – в них будут приведены различные хронологические реперы – даты принятия различных документов, ГОСТов, даты реформирующих событий, переименований городов, пивзаводов, территорий, даты оснований и закрытий пивзаводов и т.д. и т.п., т.е. всего того, что помогает датировать этикетки
КАТАЛОГ ПИВНЫХ ЭТИКЕТОК – подробное описание этикеток России в современных границах с картинками фронт- и контр-этикеток и кольереток с точной датировкой их выпуска
Описание некоторых тематических коллекций по темам:
ЖИВОПИСЬ НА ЭТИКЕТКАХ
СКУЛЬПТУРА НА ЭТИКЕТКАХ
АРХИТЕКТУРА НА ЭТИКЕТКАХ – пивзаводы, мосты, храмы
ПЕРСОНЫ НА ЭТИКЕТКАХ – кроме живописных портретов, которые вошли в тему "Живопись на этикетках"

Частично планы эти реализованы здесь. Частично многое на подходе. Практика общения на форуме показывает, что когда затевается какая-то интересная тема по бирэтикетике здесь, то к участию в ее разработке с энтузиазмом и с удовольствием подключаются многие коллекционеры. Это облегчает нашу работу и заметно расширяет границы охвата темы. Все вклады и разработки отдельных коллекционеров тщательно фиксируются, и всё, что будет включено в "Бирэтикетику", будет обязательно снабжено ссылками на авторов этих отдельных разработок. Единственное, что оговаривается, так это редакторская обработка текстов и рисунков, для приведения всех материалов к общему знаменателю.

Вот таким, с позволения сказать, эссе я разразился в ответ на ваши, друзья и коллеги, теплые поздравления в связи с моим ДР. Не судите строго и не хвалите, а то опять чего-нибудь напишу эдакое, где будет "много букоф".

Всяческую критику, даже самую резкую и нелицеприятную, приветствую, потому как конструктивная критика при правильном к ней отношении только улучшает конечный результат.

А самому яростному и бескомпромиссному своему критику Диме Газину искренне благодарен за теплое и доброе поздравление с точно выверенной дозой иронии и добродушия.
Спасибо. Тронут.


Этикетки с 1999 года. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]





Сообщение N: 251
Коллекционирую: Этикетки
Откуда: Россия, Смоленск
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.13 18:11. Заголовок: Думаю, никто из этик..


Думаю, никто из этикеточников не будет против получить для себя отдельное наименование. Но дело в его удобопроизношении. А бирэттикетика такоавым не является. надо искать удобное обозначение. Потому и есть ОСАГО, САХКО, и так далее. Думали над ними немало. А вот, когда приняли ГИБДД, то не думали. ГАИ и гаишники - вот это классика.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение N: 252
Коллекционирую: Этикетки
Откуда: Россия, Смоленск
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.13 18:17. Заголовок: Забыл сказать. И над..


Забыл сказать. И надо бы брать или английские слова или русские. Если английские. то и иностранцам было бы понятнее. А для внутрироссийского употребоения - тогда сочетание русских слов. И дело это сложное - придумать удобное слово, так как мало вариантов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Любитель пива




Сообщение N: 3073
Рейтинг: 51
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.13 18:50. Заголовок: Aviabeer пишет: И н..


Aviabeer пишет:

 цитата:
И надо бы брать или английские слова или русские



а почему не китайские? как там у них пиво? пицзю? пизяфилы :-)

www.beerum.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение N: 253
Коллекционирую: Этикетки
Откуда: Россия, Смоленск
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.13 14:09. Заголовок: А потому что тогда м..


А потому что тогда мы будем даже не бирофилами, а пизд..ками

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- пиволюб сейчас в нашей пивной
- пиволюба нет в нашей пивной
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 91
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Архив Форума (IV/2006-....)
Архив Форума (III/2004-V/2005)
Форум только для коллекционеров
Форум коллекционеров пивных банок
Вернуться на сайт nuBO.ru

Форум любителей пива и коллекционеров пивной атрибутики.